- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Административное право как наука
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012828 |
Тема: | Административное право как наука |
Содержание
ТИТУЛ 1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК НАУКИ………..……………………………………………….........5 1.1 Понятие, предмет и задачи науки административного права 5 1.2 Методология науки административного права 11 1.3 науки административного с другими отраслями 18 ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития науки административного прав 26 2.1 Актуальные проблемы науки административного права на современном этапе в России……………………………………………………. 20 2.1 Направления развития науки административного права на современном этапе………………………………………………………………..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….36 2 ВВЕДЕНИЕ Административное право — это одна из наиболее важных отраслей правовой системы любого государства. Тем более значительна его роль в такой стране, как Россия, где такие факторы как большая территория, многонациональный состав населения, довольно большой объем государственной собственности обусловили значение административного права, административной власти в жизни нашего общества. Административное право — одна из самых объемных по своему содержанию отраслей, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности широко разветвленного аппарата управления, всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также все сферы экономического и социального развития, также административное право можно охарактеризовать как наиболее мобильную отрасль права. При помощи административно-правовых норм определяется правовой статус, правовое положение граждан, государственных органов, а также их взаимоотношения. Свое видение административного права один из виднейших ученых-административистов Ю.А. Тихомиров отобразил сквозь «призму» сложившейся в России в конце XX в. ситуации, когда государственное управление подверглось реформированию. Автор отмечал, что «в современных условиях административное право призвано выполнять не одну, а четыре функции — организацию и осуществление государственного управления, государственное регулирование, защиту публичных интересов и самореализацию прав граждан в сфере государственного управления1». Изучение административного права обладает важным значением и большой актуальностью, так как позволяет приобрести необходимые сведения об управленческой деятельности государства, об исполнительной власти, а также сведения о механизме правового регулирования административных отношений. Публичным органам исполнительной власти принадлежит в 1Тихомиров Ю.А. «Административное право и процесс: Полный курс». М.: изд-во Тихомиров М.Ю., 2001. С.77. 3 жизни страны огромная роль, ее органами, государственными служащими реализуется исполнение норм практически всех отраслей права, исполняются законы, акты правосудия и собственные акты. Правильное понимание правовой системы России требует знания административно-правовых реалий. Поэтому основной задачей является последовательное изучение внутреннего развития форм управления, организации системы управления, развитие норм, понятия и в целом науки административного права. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе административного законодательства, научной и учебной литературы исследовать административное право как науку. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи: - дать понятие и выявить предмет и задачи науки административного права; - исследовать методологию науки административного права; - изучить взаимодействие науки административного с другими отраслями; - выявить актуальные проблемы науки административного права на современном этапе в России; - определить направления развития науки административного права на современном этапе. Объектом настоящего исследования является административное право как отрасль российского права. Предмет исследования – регулирование общественных отношений с помощью административного права. Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют общие и частные научные методы познания объективной действительности. При написании работы использовалась научная, а также учебная литература таких авторов, как С.Н.Чернов, Старилов Ю.Н., Тихомиров Ю.А., Атаманчук Г.В. Курсовая работа состоит из двух глав, пяти параграфов, введения, заключения и библиографического списка. 4 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК НАУКИ 1.2 Понятие, метод и задачи науки административного права Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве1. Наука административного права является юридической дисциплиной, главная задача которой описание и систематическая реализация (применение) административного права посредством юридического толкования и создания теорий. Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: общей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его общей и особенной частей. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании тоже подразделяется на части: общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно- правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, 1Административное право / ред. Л.Л. Попов. - М.: Юристъ; Издание 2-е, 2017. С.13. 5 административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно- транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно- хозяйственное, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды1). В науке административного права советского периода предмет советского административного права определялся как совокупность общественных отношений, возникающих в ходе осуществления государственного управления или исполнительно-распорядительной деятельности2. В современной российской литературе по административному праву под предметом административного права, как правило, понимается совокупность общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, реализуемой посредством государственного управления3. Таким образом, несмотря на некоторую корректировку сложившегося в советский период подхода к пониманию предмета административного права, сущность этого подхода не изменилась. По-прежнему подавляющее большинство современных российских ученых-административистов полагают, что административное право регулирует только отношения, возникающие в ходе организации и осуществления государственного управления. Под государственным управлением понимается практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную 1Административное право. Часть I: учеб.пособие / С.Н.Чернов. - Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ, 2012. С.11. 2Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1981. С. 3 - 4. 3Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3- е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2008. С.23. 6 силу4. Таким образом, государственное управление представляет собой прямое властное воздействие государства организационно-распорядительного характера на субъектов общественных отношений. Между тем изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной системах России после 1991 г., свидетельствуют о существенном сокращении сферы прямого администрирования государства. Эта тенденция обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики и свободного общества государство не может непосредственно руководить всем и вся, как это было в период существования Советского Союза с его плановой экономикой и тоталитарной политической системой. Термин "государственное управление" не нашел отражения и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. Отсутствует данное понятие и в основных федеральных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти, а именно в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и в УказеПрезидента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Тем не менее, и в современных учебниках и учебных пособиях по административному праву используются такие выражения, как "управление культурой", "управление наукой", "управление спортом" и т.п. Если согласиться с тем, что административное право регулирует только государственно-управленческую деятельность, то как быть с тем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" одной из функций органов исполнительной власти является оказание государственных услуг. Кроме того, по нашему мнению, не является государственным управлением и правоохранительная деятельность органов исполнительной 4 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М., 2006. С. 62. 7 власти, в частности, такие ее виды, как обеспечение государственной и общественной безопасности, государственный контроль и надзор, выявление и пресечение административных правонарушений и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности. Посредством осуществления перечисленных видов деятельности государство не управляет субъектами общественных отношений, а обеспечивает охрану и защиту государственных и общественных интересов, прав и законных интересов отдельных физических лиц и организаций. В контексте сказанного следует отметить, что и в теории государства и права контрольно-надзорная и правоохранительная деятельность государства отделяется от его оперативно-распорядительной, т.е. от управленческой деятельности1. В связи с поставленными вопросами полагаем, что предмет современного российского административного права не может быть ограничен только сферой государственного управления. Подходы именно к такому пониманию предмета административного права наметились в последнее время и в литературе2. Безусловно, сфера государственного управления сохраняется, но в гораздо меньших масштабах, чем в советский период развития государства и общества. Как представляется, в настоящее время сфера государственного управления, т.е. сфера общественных отношений, регулируемых посредством прямого руководства со стороны государства, включает в себя следующие основные группы таких отношений: 1) управленческие отношения, в том числе внутриорганизационные, в системе органов исполнительной власти и иных государственных органов, в том числе органов законодательной и судебной власти, подведомственных им учреждений; 1Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. С. 81 - 83. 2Сухарев А.С. Проблемы формирования понятийного аппарата в теории административного права // Административное право и процесс. 2009. N 3. 8 2) отношения по управлению государственным имуществом; 3) управленческие отношения в системе вооруженных сил, иных войск, воинских (специальных) формирований; 4) управленческие отношения, возникающие в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в условиях военного и чрезвычайного положения. Во всех остальных сферах функционирования государства и общества государственное управление либо вообще не осуществляется, либо осуществляется фрагментарно, т.е. по отдельным вопросам. Таким образом, сфера отношений, регулируемых административным правом и образующих его предмет, гораздо шире сферы государственного управления. Вместе с тем данная сфера не может быть отождествлена со всей сферой осуществления исполнительной власти. В обоснование данного утверждения приведем следующие доводы. Во-первых, не все отношения, возникающие в сфере функционирования исполнительной власти, регулируются нормами административного права. Например, деятельность органов исполнительной власти, таких, как органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы по контролю за оборотом наркотиков, по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, регулируются оперативно-розыскным и уголовно-процессуальным правом. Во-вторых, многими современными учеными-административистами признается тот факт, что нормы административного права регулируют управленческие отношения, возникающие в ходе осуществления местного самоуправления, которое в части исполнительно-распорядительной деятельности в силу положении ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации не может быть признано исполнительной властью. В этой связи возникает вопрос о том, какие еще группы общественных отношений, помимо отнесенных выше к сфере государственного управления, должны включаться в предмет административно-правового регулирования. На 9 наш взгляд, при ответе на этот вопрос можно говорить о двух больших группах общественных отношений: 1) прочие, помимо государственно-управленческих, отношения, возникающие в ходе осуществления деятельности органами и учреждениями исполнительной власти, иными государственными органами, а также исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, не регулируемые специальными отраслями публичного права (конституционным, муниципальным, финансовым, таможенным, уголовно-процессуальным и др.); 2) отношения, возникающие между физическими лицами и (или) организациями в процессе их публичного общения и взаимодействия без непосредственного участия в них субъектов публичной власти, но находящиеся под контролем (надзором) последних1. Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административных норм, разработка понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности. Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования2. Исходя из вышеизложенного сделаем вывод, что административное право как наука - это система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления. Административное право регулирует отношения, возникающие в ходе 1Кононов П.И. О некоторых дискуссионных вопросах понимания предмета современного российского административного права // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2013, № 2. - С. 4-8 2 Курс общего административного права. - Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2013. 10 организации и осуществления государственного управления. Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административных норм, разработка понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности. 1.2 Методология науки административного права В числе наиболее важных философских и теоретических проблем изучения административного права особое место занимают методы его познания. В юридической литературе этому вопросу уделяется мало внимания. Между тем, разработка методологии изучения административно-правовых явлений позволяет решить ряд практических проблем, таких как эффективность норм административного права и актов их применения, прогнозирование развития механизма административно-правового регулирования общественных отношений и ряд других. Предмет правового регулирования - , но не единственный критерий системы Российской Федерации на права1. Они различаются по методу правового . Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения2. При этом каждая отрасль права применяет их с учётом специфики регулируемых общественных отношений. Административному праву свойственен метод властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления и имеющих односторонний характер. 1Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б.Венгеров.– М.: Юриспруденция, 2008. С.9. 2Административное право Российской Федерации : учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011. С.23. 11 Д.В. Осинцев под методом понимает совокупность определённых способов и средств правового воздействия на волю и поведение каждого участника регулируемых общественных отношений1. Н.Ю. Хаманева определяет методы правового регулирования как некоторые средства и способы регулирующего воздействия норм каждая отрасли права на определённые общественные отношения, представляющие его предмет2. Мнение Ю.М. Козлова заключается в том, что метод правового регулирования – это совокупность правовых средств или способов проведения регулирующего влияния права на общественные отношения. Кроме этого он приходит к выводу о том, что не может быть особых, в частности гражданско-правовых, финансово-правовых или административно-правовых методов. В этом случае сущность состоит в том, что имеется единая система правовых средств, качеств, имеющихся в самой природе права3. Ю.Н. Старилов полагает, что метод государственного управления – это правовое средство, которое может применяться для достижения целей, решения множества задач и проведения мероприятий по государственно-управленческой деятельности4. Достаточно распространённой классификацией в рамках применения административно- правовых методов является принцип их деления по характеру влияния: экономические и административные методы. А.П. Солдатов и В.А. Мельникова полагают, что данную классификацию нужно расширять при помощи использования социально-психологического инструментария. Под ним они понимают влияние на управляемые стороны, но при учёте особенностей их психологии и проявления в области отношений формата «руководитель-коллектив». Данные методы можно охарактеризовать 1Административное право / Под редакцией Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: Норма, 2017. 2Хаманева Н.Ю. Правовой режим государственной службы // Lex russica. 2013. № 8. С. 128. 3 Козлов Ю.М. Административное право. М., 2015.С.210. 4 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2016.С.119. 12 как некоторый способ психологического влияния на управляемую группу людей, но со стороны руководителей для того чтобы достигать при этом отдельных управленческих целей и задач. Можно отметить, что такая классификация представляется не достаточно корректной, поскольку все применяемые в процессе государственного управления методы являются административными, т.е. управленческими. Другое дело, что из числа этих методов, методы психологического воздействия выделяются своей органичностью с природой человеческой натуры, правилами человеческого общежития, опорой на убеждение, как ключ к социально адаптированному поведению объектов управления1. Практика отмечает, что административные методы могут часть представляться в форме совокупности способов и средств внеэкономического или прямого – то есть управляющего влияния о стороны объектов государственного управления. В этом случае сущность заключается в том, что использование данных методов никак не связывается с системой стимулирования поведения при помощи оказания давления на экономические интересы управляемых объектов. Наука рассматривает административно-правовые методы с других позиций. Так, в зависимости от формы выражения, это – правовые и организационные, в зависимости от административно- правовых признаков – нормативные и индивидуальные, в зависимости от степени управляющего влияния на объекты управления – императивные, уполномочивающие и поощрительно- рекомендательные. Экономические методы представляют собой использование на практике косвенных способов и средств влияния на интересы управляемых сторон отношений, но при этом направленных для стимулирования материальной заинтересованности. Практическими средствами отражения экономических интересов управления могут быть: распределение прибыли, материальное поощрение, имущественные льготы и кредитование, налогообложение, угрозы материальных санкций и прочие. 1Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. М., 2015. С.81. 13 Юридическая литература имеет несколько иную классификацию методов административного влияния в рамках применения административного права. Эти методы строятся на содержании влияния – косвенные и прямые методы, а так же по характеру воздействия на волю объекта – убеждение или принуждение. Под применением методов косвенного влияния понимают: совокупность порицаний, поощрений – методы, которые будут сказываться на воле и формировать при этом поведение каждого из субъектов. Методика прямого воздействия строится на указаниях и распоряжениях. При более детальном исследовании методик прямого и косвенного воздействия нужно отметить то, что оба метода подкреплены в рамках юридической ответственности за невыполнение предписаний. Нужно отметить тот факт, что косвенное стимулирование субъекта в форме ответственности за нарушение, может таким образом объединять этим методы. Нельзя забывать и о том, что административное право не может не применять в качестве средств правового воздействия запреты или дозволения1. Общая сущность методов административно-правового регулирования можно отметить на основании следующих позиций: 1) Они должны формировать определённый порядок действия – то есть предписывают. Так, в кодексе об административных правонарушениях говорится о том, что при обнаружении обстоятельств, когда уже начатое дело подвергается прекращению – статья 24.5, будет выноситься постановление о прекращении производства по делу. Жалоба при этом будет подаваться в течении 10 суток со дня вручения постановления тому должностному лицу органа внутренних дел, который проводил рассмотрение данного дела об административном правонарушении. В течении 3 суток он должен направлять все материалы вышестоящему должностному лицу. 2) Производится запрещение определённых действий. Это определено так, поскольку полностью запрещена возможность рассматривать дела об 1 Гомонов С.А. Понятие административной ответственности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 1. С. 12 - 15. 14 административном правонарушении должностными лицами лично, прямо или косвенно заинтересованными в разрешении дела – статья 29.2 КоАП РФ1. 3) Имеется предоставление возможности выбора. Обусловлено это тем, что в части 1 статьи 29.5 КоАП РФ имеется рассмотрение дела об административном правонарушении по месту его совершения. Но согласно ходатайству лица, в отношении которого производится производство по делу, дело может 3 рассматриваться согласно месту жительства этого лица. 4) Предоставление возможности действовать только согласно своему усмотрению. Стадия обжалования и пересмотра дела об административном правонарушении не зря носит название факультативной. Обусловлено это тем, что её практическое применение полностью зависит только от изъявления воли таких участников производства, как правонарушитель, потерпевшая стороны или прокурор. Рассматривая особенности и признаки методов административно-правового регулирования, нужно отметить то, что важным его предназначением будет определение совокупности волевых связей – подчинения, в которых находятся данные субъекты административного права. Кроме этого, происходит идентификация одного участника отношений на другого. Рассматриваемый метод ставит во главе угла технологии подчинения при формировании административно-правовых отношений. При этом не имеет смысла исключать и такие отношения, которые могут формироваться между равноуровневыми субъектами построения административного права – между теми, которые находятся между собой в системе партнёрства и взаимодействия на одинаковых началах. Тут актуально будет применять метод согласования – к примеру, отношения между республикой, краем согласно вопросам работы транспорта, совместных предприятий и других важных моментов. 1Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Электронный ресурс]: [федер. закон РФ от 20.12.2001] // СЗ РФ. - 2002. - № 1. Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана. 15 На практике к системе административно-правовых методов регулирования относят и метод рекомендаций. При его использовании все рекомендации субъекта управления будут приобретать правовую силу только на основании принятия их другими участниками в области управления. Согласно данному методу нужно выстраивать отношения между структурными подразделениями и звеньями федерального органа исполнительной власти. Примером может быть система рекомендаций по заполнению формы сертификатов соответствия продукции требованиям технических регламентов. Интересной с позиции практической значимости является классификация, предложенная профессором Д.Н. Бахрах. Он проводил прослеживание сути этого правового явления на основании гражданско-правовых методов. Сущность подхода в том, что административно-правовой метод регулирования будет закреплять за собой юридическое неравенство каждого субъекта управленческих отношений. Связано это с проведением подчинения одной стороны другой. Оно может быть линейным или функциональным. Административно-правовые отношения возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями (например, приказ работодателя о приёме работника на работу, приказ начальника о наложении дисциплинарного взыскания на подчинённого, постановление о наложении штрафа1). Административно- правовое регулирование достаточно чётко определяет, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения и какие будут права сторон (например, призыв на службу, получение права управления транспортным средством возникают при заранее определённых обстоятельствах). При споре между участниками гражданско- Административное право: Учебник для вузов/Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов - М.: Юр.Норма, НИЦ 16 правовых отношений обращаются к третьей незаинтересованной стороне - суду, санкции которого являются правовосстановительными (взыскание убытков) и в интересах пострадавшего. В исключительных случаях прибегают к суду и в административно-правовых отношениях. Однако в основном споры между ними решаются в административном порядке: вышестоящим субъектом управления. Имеется на практике классификация методов административного права, которые именуются как предписание, запрет и дозволение. В завершении нужно отметить, что исследование основных методов административного права в современной Российской правовой системе представляется важным и актуальным вопросом. Не все понятия, которые имеются в работах многих исследователей, чьи мнения были рассмотрены, находятся в законодательных актах разных уровней. Законодатель попросту либо не замечает их, или же не старается легализовать данные положения, ввиду отсутствия практической значимости и целесообразности использования. Вопросы применения методов административного права ещё достаточно длительное время будут находиться на повестке дня многих учёных-правоведов и юристов-практиков, пока не будет реализован новый проект кодекса об административных правонарушениях и не внесены поправки в действующее законодательство. 17 1.3 Взаимодействие науки административного с другими отраслями Издревле управление и регулирование социальными процессами присущи любому обществу и государству. Баланс стабильности и развития государства и общества, как целостных систем, априори возможно только при упорядоченном управлении и регулировании различных социальных процессов. Именно поэтому всегда есть место поиску отношений между публичными и частными интересами и их отображением в структуре и деятельности государства. Поиск и применение методов результативного влияния на социальные процессы находятся в плоскостях правовой системы. Очевидно, что их наибольший объем содержит в себе административное право, как опорная отрасль публичного права. Административное право, будучи самостоятельной частью российского законодательства, выступает охранительным для многих других отраслей правовой системы страны. Зачастую нормативно-правовые акты непосредственно соединяются, а также используются в отношениях с предписаниями иных отраслей как публичного, так и частного права. Важное положение административного права в системе разделов законодательства определяется тем, что его нормы устанавливают юридические положения устройства и процесса реализации административно- распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются стандарты целого ряда областей публичного 18 и частного права, а именно таможенного, финансового, гражданского, экологического и т. д1. Характеризуя роль административного права в системе отраслей российского права, отметим, что оно: 1) "определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права; 2) регулируют правовые формы и методы административно- распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права; 3) устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права; 4) определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права2» Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что роль административного права в системе отраслей права — юридическое обеспечение и сопровождение властной деятельности публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридическое обеспечение реального действия этих норм. Рационально отграничивать административное право как публичное право, от отраслей частного права. Они различаются первичной структурой, общественными направлениями, функциями и принципами. Как известно, 1 Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 490-493. 2 Стахов, А. И., Кононов П. И. Административное право России: учебник для бакалавров — М: — Юрайт. 2014. 19 «частное право — допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанная на добросовестности их создания, изменения и прекращения, а также установления порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Предмет публичного права — государство как носитель верховной и суверенной власти, а так же государственная власть в ее различных проявлениях1». Вряд ли можно подвергнуть сомнению утверждение что «административное право является публичным правом», так как оно выражает публичный интерес как в формировании общественных процессов, так и в формах, содержании и методах административного права, работы исполнительной власти. Существует ряд теорий в административном праве, в которых разграничивается частное и публичное право. Одна из них, «теория интересов», определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Здесь публичное право служит государственным интересам, частное право — частным интересам. На наш взгляд, «теория интересов» дает поверхностные доводы отграничения административного и частного права, потому что большое количество нормативных актов гарантируют параллельно социальные и личные интересы. В то же время нельзя не отметить и положительное в данной теории: представляется, что государство станет правовым только тогда, когда любая норма будет удовлетворять социальным и индивидуальным интересам. Этой теорией можно пользоваться только как дополнительной для разрешения проблемы о разграничении публичного и частного права. 1 Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 490-493. 20 Другая теория, «теория субординации (соподчинения)», предполагает разграничение публичного и частного права, раскрывает характер отношения участниками (субъектами) правовых отношений. Данная теория характеризует сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности. Здесь в публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения, а в частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковую степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Данная ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: